14:36 Игры в период адаптации ребенка к детскому саду |
Уважаемые родители! В вашей жизни и в жизни вашего ребенка наступил очень ответственный период: поступление в детский сад — новое для него место с незнакомыми взрослыми. Естественная реакция на новизну — это не только физический дискомфорт (напряжение мышц, учащение дыхания), когда ребенок исследует новое пространство, вынужден в нем ориентироваться, но и эмоциональное напряжение, когда преобладают эмоции тревоги, гнева. Ребенок переживает: «Как я без мамы? Не забудут ли меня здесь?». Привыкание дошкольника к детскому саду – процесс непростой, поскольку адаптивные возможности детского организма ограничены. Помочь ребенку в этот период должны близкие ему люди. Чтобы снизить напряжение, необходимо переключать внимание малыша на деятельность, которая приносит ему удовольствие. В дошкольном возрасте — это, в первую очередь, игра. «Язык» игр понятен и доступен любому ребенку. Он получает возможность выражать свои эмоции, переживания, общаться со сверстниками, знакомиться с нормами и правилами жизни, получает внутреннюю свободу (играть с кем хочу, где хочу, сколько хочу, чем хочу). Порой и у взрослых возникает желание поиграть. Но мы либо забыли, как это делать, либо стесняемся. И теперь у вас есть возможность вспомнить детство и поиграть с удовольствием, от души вместе со своими детьми… Игра «Полянка настроения» Оборудование: плетеные салфетки, цветные ленточки, цветная проволока. Ход игры: Используя плетеную салфетку, разноцветные ленточки, шнурочки, бумажные салфетки, лепестки роз, мы создадим поляну настроения. Обычно ребенок видит дома следующую картину: мама моет посуду, варит кашку, а папа работает за компьютером или смотрит телевизор. Все взрослые заняты своими делами. И вдруг на глазах у ребенка и при его участии происходит превращение: вместо скучной серой салфетки появляется «красота». Помимо этого, продевание шнурка сквозь отверстие в салфетке способствует развитию мелкой моторики малыша — его пальчики становятся более ловкими, пробуждается творческое воображение. Игра «Колючий ежик»
Цель: развитие мелкой моторики и координации движений, стимуляция речевой активности. Оборудование: массажный мяч. Ход игры: Самомассаж оказывает на организм благотворное воздействие. Обучение простейшим приемам происходит в игре. На вашей ладони появляется необычный шарик. Вместе вы внимательно рассматриваете его. Оказывается, что он похож на ежика. Аккуратно кладете шарик на ладонь ребенка, прокатываете «ежика» по каждому пальчику, начиная с большого пальца ведущей руки, и чуть дольше задерживаетесь на подушечке каждого пальчика. Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру. Действия сопровождайте стихами:
Дай ладошечку, моя крошечка,
Самомассаж кисти развивает мускулатуру пальцев рук, рефлекторно стимулирует
соответствующие зоны коры головного мозга, помогает нормализовать состояние
нервной системы, оказывая наряду с успокаивающим еще и общеоздоровительный
эффект. Как слайды проецируются на экран, так и все части нашего тела имеют
свою проекцию в коре головного мозга. Только эти проекции непропорциональны.
Площадь, занимаемая проекционной зоной кисти, гораздо больше той, что отведена
для другой части тела. Воздействие на кисти рук оказывает, в свою очередь,
воздействие на состояния мозга, а соответственно, и на общее состояние
организма.
Я поглажу тебя по ладошечке. Ходит-бродит вдоль дорожек Весь в колючках серый ежик, Ищет ягодки-грибочки Для сыночка и для дочки Игра «Что нам подскажут
пальчики»
Цель: развитие тактильного восприятия, наблюдательности, обогащение сенсорного опыта, стимуляция познавательной активности. Оборудование: природные материалы различной фактуры: каштан, грецкий орех, шишка, деревянный ребристый карандаш, гладкий камушек. Ход игры: Ребенок осваивает окружающий мир с помощью органов чувств. В частности, через тактильное восприятие, чувствительность рук. В плетеной коробочке вы найдете природные материалы — шишку, каштан, камушек. Рассмотрите, потрогайте и опишите их. Например, шишка — шершавая, камень — гладкий. Затем закройте глаза, протяните ладошку, отгадайте, какой предмет лежит на ней. Если в детском возрасте не тренировать движения и не обогащать сенсорный опыт (то, что мы чувствуем и воспринимаем через органы чувств), то, повзрослев, человек не будет обладать достаточной пластичностью ума, чтобы уметь легко приспосабливаться к различным обстоятельствам. При этом развивается чувствительность рук, активизируется внимание. К тому же подвижность пальцев рук тесно связана с развитием речи. Активизировать речевое развитие можно, используя обычную деревянную прищепку и карандаш: добываем огонь, показываем маятник, пропеллер. Важно вовлекать в движение большое количество пальцев, а сами движения проводить энергично. Благодаря этой игре ребенок с нетерпением ждет новых переживаний, впечатлений, ощущений, на основе которых впоследствии у него появится возможность рассуждать, мыслить, решать проблемы. Игра «Легкое перышко»
Цель: развитие диафрагмального типа дыхания, стабилизация психоэмоционального состояния. Оборудование: перышко, ленточка, прозрачная коробочка. Ход игры: Находясь в новой обстановке, ребенок испытывает различные эмоции. Природа подарила человеку возможность управлять своими эмоциями с помощью регуляции дыхания. В корзиночке есть два разноцветных пера, соединенные нитью, а в прозрачной коробке — цветной шнур. Повесим ниточку с перьями на шнур, сделаем глубокий вдох и медленный долгий выдох так, чтобы наши перья колыхались в воздухе. У вдоха и выдоха есть своя психофизиологическая роль. Вдох возбуждает, мобилизует, усиливает мышечное напряжение; выдох успокаивает, рассеивает отрицательные эмоции, способствует расслаблению мышц. Успокоительный эффект достигается за счет увеличения времени выдоха по отношению к времени вдоха и брюшного (диафрагмального) типа дыхания. Далее выполняем следующие упражнения. Упражнение «Дышим животиком» Обычно это упражнение делают лежа. А мы попробуем выполнить его сидя. Положите ладонь на живот и почувствуйте, как живот поднимается, когда мы делаем вдох, и опускается, когда мы делаем выдох. Бегемотики лежали,
Работа диафрагмы должна восприниматься ребенком и зрительно, и тактильно.
Положим на живот игрушку, например рыбку, и посмотрим, как она поднимается,
когда мы делаем вдох, и опускается, когда мы делаем выдох:
Бегемотики дышали. То животик поднимается (вдох), То животик опускается (выдох). Сели бегемотики, Потрогали животики: То животик поднимается (вдох), То животик опускается (выдох). Качаю рыбку на волне,
Брюшное дыхание — противострессовое, оно способствует уменьшению тревоги,
возбуждения, вспышек отрицательных эмоций, повышает тонус блуждающего нерва
(основного звена парасимпатической нервной системы), приводит к общему
расслаблению. Срабатывает универсальный защитный механизм, заложенный природой
в нашей нервной системе: замедление ритма различных физиологических и
психических процессов способствует достижению более спокойного и
уравновешенного состояния. Такое дыхание поможет ребенку быстрее уснуть после
разнообразных ярких впечатлений, полученных в течение дня.
То вверх (вдох), То вниз (выдох) Плывет по мне. Материал подготовила педагог-психолог Литвина Светлана Анатольевна |
|
Всего комментариев: 0 | |