Стремимся к самостоятельности!
Кризис 3 лет
– граница между ранним и дошкольным возрастом – один из наиболее трудных
моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных
отношений. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые,
более глубокие отношения.
Изменение позиции ребенка – новая позиция «Я – САМ»,
возрастание его самостоятельности и активности, требуют от близких взрослых
своевременной перестройки. Если же новые отношения с ребенком не складываются,
его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, у
ребенка возникают собственно КРИЗИСНЫЕ ЯВЛЕНИЯ, проявляющиеся в отношениях со
взрослыми (и никогда – со сверстниками).
Для кризиса 3 лет характерны следующие особенности в
поведении:
1. Негативизм – ребенок
негативно реагирует не на само действие,
которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Он не
делает что – то только потому, что это предложил ему определенный взрослый
человек. Негативизм избирателен: ребенок игнорирует требования одного члена
семьи, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия – сделать
наоборот, то есть прямо противоположное тому, что ему сказали.
2. Упрямство – это
реакция ребенка, который настаивает на чем – то
не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал
взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Его первоначальное решение
определяет все его поведение, и отказаться от этого решения даже при
изменившихся обстоятельствах ребенок не может. Упрямство – не настойчивость, с
которой ребенок добивается желаемого. Упрямый ребенок настаивает на том, что
ему не так уж сильно хочется, или совсем не хочется, или давно расхотелось.
Допустим, ребенка зовут домой и он отказывается уходить с
улицы.
Заявив, что он будет кататься на велосипеде, он действительно будет кружить по
двору, чем бы его ни соблазняли (игрушкой, десертом, гостями), хотя и с
совершенно унылым видом.
3. Строптивость.В переходный период может появиться строптивость. Она
направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем
детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания. Ребенок стремится
настоять на своих желаниях и недоволен всем, что ему предлагают и делают
другие.«Да ну!» - самая распространенная реакция в таких случаях.
4. Своеволие. Разумеется, ярко проявляется тенденция к
самостоятельности:
ребенок хочет все делать и решать сам. В принципе это положительное явление, но
во время кризиса приводит к своеволию, что вызывает дополнительные
конфликты со взрослыми.
5.
У некоторых детей конфликты с родителями становятся
регулярными, они как бы постоянно находятся в состоянии войны со взрослыми. В
этих случаях говорят о протесте – бунте.
В семье с единственным ребенком может появиться деспотизм. Ребенок жестко проявляет свою власть над
окружающими его взрослыми, диктуя, что он будет есть, а что не будет, может
мама уйти из дома или нет и т. д.. Если в семье несколько детей, вместо
деспотизма обычно возникает ревность:
та же тенденция к власти здесь выступает как источник ревнивого, нетерпимого
отношения к другим детям, которые не имеют почти никаких прав в семье, с точки
зрения «юного деспота».
6. Интересная характеристика кризиса 3 лет – обесценивание.
Что обесценивается в глазах ребенка? То, что раньше было привычно, интересно и дорого. 3 – летний ребенок может начать ругаться(обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т. п.
Все эти явления свидетельствуют о том, что у ребенка изменяется отношение к другим людям и самому себе. Это важный этап в эмансипации ребенка.